Коммерсантъ,
20 апреля 2016 г.
Страховщики сливают ОСАГО
1708 просмотров
В Национальном банке Башкирии (подразделение ЦБ) вчера подтвердили растущее число жалоб автовладельцев на отказы страховщиков в оформлении полисов ОСАГО. Автомобилисты недовольны, что страховые компании продают «автогражданку» исключительно в пакете с дополнительными услугами, но и для этого приходится выстаивать очереди. Наказать страховщиков регуляторы пока не могут, призывают автомобилистов вместе с жалобами собирать доказательства нарушений и подключать к разбирательству правоохранительные органы.
Вчера Нацбанк Башкирии распространил релиз, в котором подтвердил растущее число обращений автовладельцев с жалобами на действия страховщиков. Автомобилисты жалуются на отказы в оформлении полисов ОСАГО и на навязывание дополнительных услуг, следует из сообщения Нацбанка. Число обращений, равно как и принятые меры для урегулирования ситуации, регулятор не уточняет.
Башкирские автовладельцы, по данным „Ъ“, не могут беспрепятственно оформить полисы ОСАГО начиная с февраля 2016 года. Страховщики предлагают им в нагрузку дополнительные виды страхования, но и такие полисы выдают только в порядке очереди. Так, в офисах некоторых страховщиков, например «Согаза» и ВСК, очередь надо физически занимать с раннего утра, а количество принимаемых в день посетителей ограничено. В марте, как сообщал „Ъ“, страховщики объясняли трудности с оформлением ОСАГО сбоями в системе Российского союза автостраховщиков, с помощью которой рассчитывается коэффициент бонус-малус, а также отсутствием бланков ОСАГО.
Вчера в опрошенных „Ъ“ местных отделениях ВСК и «Согаза» сообщили, что бланки есть, но наплыв посетителей такой, что предоставить полисы всем желающим по первому требованию не удается. «Когда мы приходим на работу, они (автовладельцы.— „Ъ“) уже стоят у двери. То ли с вечера, то ли с ночи занимают»,— сказала сотрудница в офисе ВСК. Директор уфимского филиала СГ «Уралсиб» Гузель Аскарова связала нашествие посетителей с приостановкой лицензии башкирской страховой компании «Резонанс» и сокращением агентских сетей других страховых компаний. «Ситуация на рынке ОСАГО становится критической, так как во многих регионах этот вид страхования настолько убыточен из-за активности автоюристов и мошенников,— говорит госпожа Аскарова.— Страховые компании предпочитают сворачивать бизнес. В 2015 году ОСАГО стало точкой поддержки всего страхового рынка, показав рост в 45%, но уже к середине этого года эффект от повышения тарифов сойдет на нет».
Сами страховщики факты отказов в оформлении «чистого» ОСАГО и навязывания допуслуг категорически отрицают. А собеседник в Нацбанке республики говорит, что доказать нарушения сложно, так как автовладельцы не прилагают к жалобам доказательств. Это препятствует возбуждению административных дел по ст. 15.34.1 КоАП РФ (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг), отметил собеседник в Нацбанке. Ведомство вчера призвало автовладельцев собирать аудио- или видеозаписи нарушений «нерадивых» страховых компаний и направлять их не только в ЦБ, но также в прокуратуру и правоохранительные органы. Регулятор также разъяснил, что если автомобилисты считают допстраховку «навязанной», то могут отказаться от нее в течение пяти дней. Кроме того, автовладельцам напомнили о возможности оформить электронные полисы, правда, с оговоркой, что пока это лишь право, а не обязанность страховщика. Например, на сайте лидера рынка «Росгосстраха» оформление электронного полиса вчера было невозможно.
В прокуратуре республики сообщили, что в центральный аппарат ведомства поступило не более 20 жалоб на отказы в оформлении ОСАГО. Информацию по административным производствам в ведомстве уточнить затруднились.
Руководитель регионального управления ФАС Зульфира Акбашева недоумевает, что мешает надзорным органам прийти в офисы страховщиков и убедиться самим в том, что нарушения есть. «Когда это входило в нашу компетенцию, мы выезжали на место и разбирались»,— заявила она. В 2013 году УФАС оштрафовало «Росгосстрах» (около 70% рынка ОСАГО в Башкирии) за злоупотребление доминирующим положением на рынке и навязывание дополнительных услуг к ОСАГО (см. „Ъ“ от 24 октября 2013 года). Проблемы с ОСАГО в регионе возникали и в 2014 году, когда отказы в оформлении «чистой» «автогражданки» были такими же массовыми. После этого ЦБ повысило тарифы: так, в 2015 году сборы страховщиков в Башкирии увеличились на 46%, до 5,3 млрд руб., а полис в среднем с 2014 года подорожал в полтора раза.
Юрист Николай Костенко не исключает, что дефицит полисов ОСАГО создается страховщиками искусственно. «Это может быть связано с желанием заработать на продаже „допов” или таким образом простимулировать ЦБ на дальнейший рост тарифов,— предполагает он.— Республиканские страховщики с самого начала были недовольны установленными для них тарифами ОСАГО. Им всегда казалось, что они занижены».
В пресс-службе Российского союза страховщиков (РСА) попросили учитывать разницу между навязыванием допуслуг и кросс-продажами. «Продажа полиса ОСАГО — это “точка соприкосновения” с клиентом, возможность для страховщика предложить и другие свои услуги»,— отметили в РСА.
Булат БАШИРОВ, Наталья ПАВЛОВА, Ильмира АЛИМГУЗИНА
Вся пресса за 20 апреля 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Регионы, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 июня 2025 г.

|
|
Интерфакс, 6 июня 2025 г.
Страховщики рассказали, опасен ли вирус коксаки

|
|
Эксперт Online, 6 июня 2025 г.
Автокаско отъехало за новыми машинами

|
|
Известия онлайн, 6 июня 2025 г.
Названы регионы РФ с самой высокой частотой страховых случаев по ОСАГО

|
|
Комсомольская правда, 6 июня 2025 г.
«Угоню вашу машину. Полюбовно»

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 6 июня 2025 г.
43 нижегородца обвиняются в мошенничестве в сфере страхования

|
|
РИА Новости, 6 июня 2025 г.
Суд в июле рассмотрит дело о банкротстве Даура Джениа, экс-главы «дочки» «Росгосстраха»

|
|
NewsKo, Пермь, 6 июня 2025 г.
Жители Прикамья стали чаще покупать страховки для путешествий за рубеж

|
|
Газета.Ru, 6 июня 2025 г.
Государство взыскало с виновника ДТП деньги, потраченные на лечение пострадавшей по ОМС

|
|
Регионы России, 6 июня 2025 г.
Страховые компании уверяют, что вспышки вируса Коксаки в Турции не зафиксировано

|
|
Известия онлайн, 6 июня 2025 г.
Центробанк заявил о снижении стоимости полиса ОСАГО

|
|
Финмаркет, 6 июня 2025 г.
В 1-м квартале почти половина прироста выплат по страхованию имущества юрлиц пришлась на огневые риски

|
|
Сибирское агентство новостей, Красноярск, 6 июня 2025 г.
Страховые мошенники в Красноярске обогащаются на десятки миллионов рублей

|
|
Агроэксперт, 6 июня 2025 г.
Оксана Лут поручила оценить ущерб аграриев из-за сайгаков и проработать страхование

|
|
Forbes, 6 июня 2025 г.
Вложить на 10 лет: как государству удалось привлечь 500 млрд рублей у населения

|
|
tomsk.ru, 6 июня 2025 г.
Средняя цена полиса ОСАГО в Томске упала до 6,9 тысяч рублей

|
|
61.мвд.рф, Ростов-на-Дону, 6 июня 2025 г.
Местная жительница города Донецка рассказала, что попалась на уловки мошенников

|
|
Областная газета, Екатеринбург, 6 июня 2025 г.
Свердловская область стала лидером в вопросах страхования

|
 Остальные материалы за 6 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|